Сделать бесплатный сайт с uCoz
Главная » Файлы » Мои файлы

Вопрос о спасении как связующая нить между Древней Церковью и Реформацией.
31.03.2012, 06:12

Пелагий.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%EB%E0%E3%E8%E9

(ок. 360 г. — после 431 г.) — знаменитый ересиарх IV в., известен своими взглядами на свободу воли, отрицающими доктрину первородного греха. Кельтского происхождения. Родился, по одним указаниям — в Бретани (северо-западная оконечность современной Франции), по некоторым источникам в Британии, по другим — в Шотландии. Собственное имя Морган, в крещении — Пелагий.


Достоверные известия о нём начинаются лишь с прибытия его в Италию (в первые годы V в.). Здесь он обратил на себя внимание добрыми нравами, вёл монашескую жизнь (veluti monachus) и заслужил дружбу св. Павлина, епископа Ноланского.

 

В Риме Пелагий был поражён нравственной распущенностью как мирян, так и клириков, оправдывавшихся немощью человеческой природы перед неодолимой силой греха.


Против этого Пелагий выступил с утверждением, что

1. неодолимого греха не бывает: если он есть дело необходимости, то это не грех, если же дело воли, то его можно избежать.


Главные свои воззрения Пелагий изложил в толкованиях на ап. Павла (сохранившихся лишь в переделке Кассиодора, издаваемой при творениях блаж. Иеронима), а также в своём послании к Димитриаде.


2. Человек по природе добр, — учил Пелагий.

3. Действием своей свободной воли он может уклоняться от добра; такие уклонения, накапливаясь, могут стать греховным навыком и получить силу как бы второй природы, не доходя, однако, до непреодолимости, так как свобода воли не может быть потеряна разумным существом.

4. Человек всегда может успешно бороться с грехом и достигать праведности; особенно же это возможно, легко и обязательно после того, как Христос Своим учением и примером ясно показал путь к высшему благу.

5. Бог не требует невозможного; следовательно, если человек должен, то он и может исполнять заповеди Божии, запрещающие злое, повелевающие доброе и советующие совершенное.

6. Евангелие только советует безбрачие, но предписывает кротость и смирение, запрещает гнев и тщеславие — и Пелагий настаивал на том, что исполнение евангельских советов имеет достоинство лишь у тех, кто прежде повинуется запрещениям и предписаниям (praecepta).

7. Не отрицая пользы монашеского аскетизма как духовного упражнения, Пелагий ставил его на второй план.

8. Человек спасается не внешними подвигами, а также не помощью особых средств церковного благочестия и не правоверным исповеданием учения Христова, а лишь его действительным исполнением через постоянную внутреннюю работу над своим нравственным совершенствованием.

9. Человек сам спасается, как сам и грешит.


Пелагий признавал первородный грех

10. лишь в смысле первого дурного примера, данного Адамом, но отрицал реальную силу греха, переходящего на потомков Адама (tradux peccati).

11. Отделяя грех от природы, видя в нём только сознательный акт единичной воли, Пелагий не мог признавать его причиной смерти. 

12. С другой стороны, отрицание реальности греха ведёт к отрицанию благодати как особой реальной силы добра, действующей в человеке, но не от человека. 


Пелагий допускал благодать

13. лишь в смысле вообще всего доброго, что Бог даёт человеку в природе и в истории, начиная с самого существования и кончая фактом откровения высшей истины через Христа. 


Идейный конфликт.

Скромный и миролюбивый Пелагий старался высказывать свои мысли в общепринятых выражениях, избегая прямого столкновения с церковным сознанием; но главный последователь его идей, смелый и честолюбивый патриций Целестий, довёл дело до разрыва с церковью. 


В 411 г. они прибыли вдвоём в Северную Африку, откуда Пелагий, съездив на поклон к Августину, епископу Гиппонскому, и благодаря своей скрытности дружелюбно им принятый, отправился в Палестину, а Целестий, оставшийся в Карфагене и открыто высказывавший свои взгляды, был обвинён перед собравшимися там епископами в следующих еретических положениях: 


1. Адам умер бы, если бы и не согрешил;

2. его грех есть его собственное дело и не может быть вменяем всему человечеству;

3. младенцы рождаются в том состоянии, в каком Адам был до падения, и не нуждаются в крещении для вечного блаженства;

4. до Христа и после Него бывали люди безгрешные;

5. закон так же ведёт к Царствию Небесному, как и Евангелие;

6. как грехопадение Адама не было причиной смерти, так воскресение Христа не есть причина нашего воскресения. 


Осуждение еретиков. Оправдание Пелагия.

Опровергнутый Августином (в двух трактатах) и присуждённый (условно) Карфагенским собором (412 г.) к отлучению от Церкви, Целестий отправился в Эфес, где ему удалось получить сан пресвитера. Между тем Пелагий был обвинён блаж. Иеронимом и прибывшим из Африки пресвитером Павлом Орозием, но приобрёл доверие палестинских епископов и был оправдан ими в 415 г. (на двух местных соборах, в Иерусалиме и Лидде (или Диосполе). Главный обвинительный пункт относился к утверждению Пелагия, что всякий человек легко может быть безгрешным, если только захочет. 


Пелагий отвечал: «Да, я говорил, что можно быть безгрешным, но не говорил, что это возможно без помощи Божьей».

Его объяснения были найдены удовлетворительными, но окончательное решение дела было предоставлено Римскому епископу.

Пелагий отправил ему своё исповедание веры, в котором, распространяясь об общепризнанных истинах, обходил сущность спорного вопроса. 


Новое осуждение Пелагия и Целестия.

Между тем в Африке продолжалась сильная борьба против пелагианства. Новый собор в Карфагене (416 г.), распространив осуждение Целестия и на его учителя, обратился к папе Иннокентию I за подтверждением своего приговора, которое и получил. 


Оправдательное послание Пелагия к папе было рассмотрено преемником Иннокентия, папой Зосимой, к которому обратился также и Целестий, прибывший в Рим через Константинополь (где епископ Аттик отверг его как еретика). В своём письменном заявлении он высказывался смелее и яснее, чем Пелагий, но настаивал на прежнем своём утверждении, что его учение есть дело умственного исследования, а не ересь, так как оно не относится к вопросам веры, по которым он заранее принимает всё, что принимается папой, и осуждает всё, что им осуждается. Такое заявление ученика вместе с благовидными богословскими толкованиями учителя побудило папу обратиться к африканским епископам с посланием в пользу обвиняемых. 


Но африканцы не уступали; на нескольких соборах, окончательно на concilium generale в Карфагене (418 г.), с участием испанских епископов, они объявили, что приговор папы Иннокентия был окончательным и отменён быть не может. После некоторого колебания Зосима отказался от своего заступничества. 


Борьба с пелагианством.

Указом императора Гонория (418 г.) были предписаны обычные меры против основателей и приверженцев новой ереси, а папа объявил об её осуждении в послании ко всей церкви. Несколько итальянских епископов не подчинились, между ними Юлиан Экланский, человек блестящих дарований. Покинув свою кафедру, он стал ревностным толкователем и защитником идей Пелагия против Августина, учение которого о непреодолимой благодати и о предопределении он искусно уличал в скрытом манихействе. Преемник Зосимы, Бонифаций I, побуждая Августина к усиленной полемике против пелагианства, старался вместе с тем искоренить ересь с помощью светской власти, но безуспешно. Между тем сам Пелагий, оставшийся на Востоке, незаметно сходит со сцены; год и обстоятельства его смерти неизвестны. 


Вселенский собор в Эфесе (431 г.) отнёсся к пелагианству как к ереси уже осуждённой.

ТЕМ САМЫМ, ВЫШЕСТОЯЩИЙ СОБОР УТВЕРДИЛ РЕШЕНИЕ НИЖЕСТОЯЩЕГО ПОМЕСТНОГО СОБОРА И МОЖНО СЧИТАТЬ ЧТО ПЕЛАГИАНЕ (А ТАКЖЕ ИХ СОВРЕМЕННЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ – АРМИНИАНЕ ОСУЖДЕНЫ ВСЕЛЕНСКИМ СОБОРОМ И ПРЕБЫВАЮТ ПОД КЛЯТВОЙ СОБОРА КАК ЕРЕТИКИ. 


Полупелагианство

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE 


— принятое в римо-католической церкви название учения прп. Иоанна Кассиана Римлянина, выражающееся в промежуточной, «надспорной» позиции в полемике еретика Пелагия и епископа блж. Августина Иппонского относительно взаимодействия свободы воли человека и божественной благодати. Появился во 2-й пол. XVI в., в период  возобновившихся дебатов о благодати и предопределении. Для защиты православного учения о соотношении Бога и свободы воли человека в V в. на юге Франции зародилось движение, направленное против пелагианства и крайностей учения блж. Августина Иппонского. Его возглавил прп. Иоанн Кассиан Римлянин. 


Учение прп. Иоанна, не понятое ни пелагианами, ни сторонниками Августина, стало предметом нападок как с той, так и с др. стороны. Последователь Августина Проспер (впосл. еп. Аквитанский) подверг это учение (особенно 13-е Собеседование прп. Иоанна) резкой критике. Выступил против него, хотя и в благожелательной форме, и блж. Августин.


Но духовный авторитет прп. Иоанна был настолько значителен, что эта критика в то время не возымела желаемого действия. На защиту прп. Иоанна встали прп. Викентий Леринский, еп. Фауст Регийский и Геннадий Марсельский.


Истинность учения прп. Иоанна была засвидетельствована на Арелатском Соборе между 470 и 475 г., участники к-рого одновременно одобрили трактат еп. Фауста «О благодати Божией и свободе воли человека».


Однако через столетие после смерти прп. Иоанна в Зап. Церкви возобладала позиция сторонников учения блж. Августина. Она была выражена на Аравсионском Соборе 529 г., каждое из решений к-рого подтверждается высказываниями блж. Августина. Собор отступил от принципа синергизма, к-рого придерживался в вопросе Бога и свободы воли прп. Иоанн и его последователи.


Решения Собора по этому вопросу были одобрены папой Бонифацием II и с тех пор стали выражением офиц. позиции Зап. Церкви, о чем свидетельствуют акты Тридентского Собора (1545-1563), в к-рых цитируются решения Аравсионского Собора 529 г.


Во 2-й пол. XVI в., в период возобновившихся дебатов о Боге и предопределении, на Западе появился термин «полупелагианство», с тех пор закрепленный за учением прп. Иоанна Кассиана и его сторонников. 


Аравсионский Собор 529 г.

http://www.pravenc.ru/text/75812.html 


Созван по инициативе председательствовавшего на Соборе свт. Кесария, еп. Арелатского, по вопросу о соотношении свободы воли и Божественной благодати. В нем участвовали 14 епископов. 


Собор принял 25 правил и «Определение веры» (Definitio Fidei), в основу к-рых были положены «Главы» (Capitula) папы свт. Феликса IV (III) против Пелагия, Целестия, Юлиана, еп. Экланского, и Фауста Регийского, направленные свт. Кесарию накануне Собора. 


В постановлениях Собора, каждое из к-рых сопровождается цитатой из блж. Августина, заметно стремление утвердить авторитет гиппонского святителя, к-рый еще в кон. V в. ставился под сомнение, напр. Фаустом Регийским (De grat. I 6). 


Вместе с тем Собор осудил мн. положения учения о Божественной благодати прп. Иоанна Кассиана (хотя его имя и не называется). 


Если прп. Иоанн Кассиан допускал наличие в человеке волеизъявления к добру, к-рое действует совместно с необходимой для спасения благодатью (Collat. XIII 18), 


то Собор четко заявил, что после грехопадения «так поколеблена и умалена (inclinatum et adtenuatum) была свободная воля, что никто после этого не может ни любить Бога как должно, ни верить в Бога, ни творить ради Бога добро, если на него прежде не снизойдет Божественная благодать». 


Иоанн Кассиан допускал как предшествующее действие благодати, побуждающей к добру, так и последующее благому изволению. 


Согласно же постановлениям Собора, «во всяком благом деле не мы начинаем и после этого получаем помощь Божиего милосердия, но Он прежде вдохновляет нас к вере и Своей любви».


Собор делает важное разъяснение этого утверждения, согласно к-рому не умаляется значение христ. подвига и принятие благоати верующими связывается с сакральной жизнью Церкви: «После принятия посредством Крещения благодати, все крещеные, если они хотят благочестиво подвизаться, с помощью и содействием Христа могут и должны исполнить то, что служит ко спасению души» (Defin. Fid.).


Признанные неверными суждения блж. Августина Собор отвергает более сдержанно, осуждая только тех, кто говорит о предопределении ко злу (идея, занимающая периферийное положение в богословских взглядах блж. Августина - Aug. De Correp. et grat. 7, 14).


Осуждение учения о предопределении ко злу подкрепляется цитатой из «Liber Sententiarum» (Книги изречений) Проспера Аквитанского (прав. 23), хотя именно в его трудах эта идея нашла наиболее яркое отражение (ср.: Responsiones // PL. 51. Сol. 155-174).


Из всех рассмотренных Собором богословских вопросов только учение о предопределении ко злу было анафематствовано (Defin. Fid.).


Собор ничего не говорит о важном для гиппонского святителя учении о предопределении святых. Учение о благодати, принятое на А. С., было одобрено папой Бонифацием II и стало господствующим в Зап. Церкви на протяжении всего раннего средневековья. В католич. богословии Нового времени именно позиция А. С. была признана истинно католич., в то время как за учением Иоанна Кассиана закрепился термин полупелагианство.

 

На Востоке авторитет прп. Иоанна Кассиана как учителя Церкви никогда не ставился под сомнение (см., напр., Иоанн, прп. Лествица. IV 105; Phot. Bibl. Cod. 197). Учение Иоанна Кассиана наиболее детально разрабатывает правосл. взгляд на соотношение свободы воли человека и Благодати (иером. Феодор (Поздеевский), Ю. Малков). 


Категория: Мои файлы | Добавил: strannik
Просмотров: 1123 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Обратная связь
rusmonarx@yandex.ru
Статистика
infopolit Рейтинг сайтов TOP•MostInfo.net
Нас читают
Россия. Нидерланды. Украина. Беларусь. Эстония. Киргизия. Молдова. Польша. Израиль. США. Литва. Казахстан. Исландия. Латвия. Румыния. Германия. Новая Зеландия. Узбекистан. Бельгия. Армения. Канада. Австралия. Великобритания. Швейцария. Венгрия.
Поиск
Категории раздела
Мои файлы [16]
Статьи других авторов [0]